Вернуться к списку

Военная ипотека и обеспечение жильем: О Москве – забыть

  • 25.03.2013
  • 626

Дата: 25 марта 2013 | www.voennovosti.ru

В недавнем интервью заместитель министра обороны России Татьяна Швецова озвучила проект, который руководство военного ведомства, по всей видимости, давно вынашивало в своих планах.

Речь идет об изменении системы обеспечения жильем военнослужащих Российской армии, увольняемых в запас.

Напомним, что в настоящее время военнослужащие, проходившие службу по контракту, увольняемые в запас получают квартиры в натуральном виде, то есть в виде живых и осязаемых квадратных метров, расположенных в различных регионах России. Традиция эта тянется еще с советских времен и за последние годы стала изрядным анахронизмом. Дело в том, что с момента, когда была введена такая практика до настоящего времени, наша страна перешла на совершенно другие экономические отношения. Плохо это в целом или хорошо – нельзя оценивать однозначно. Но суть в том, что раньше, во времена существования Советского Союза предоставленная после увольнения квартира не находилась в собственности офицера или прапорщика запаса. С юридической точки зрения «выдача квартир» в советские времена более напоминала существующий в настоящее время социальный наем или служебное жилье. Убеленный сединами генерал конечно же мог получить квартиру с видом на центральные московские улицы или дачу в престижном районе Подмосковья, но вот после его кончины его наследников любой степени родства государство могло и попросить поменять свое место жительства. Могли, конечно, и не попросить, но вот никаких юридических возможностей для того, чтобы закрепить пользование недвижимостью за своими потомками не существовало. Именно поэтому, до конца 1980-х годов никакой реальной стоимостью квартира даже с видом на Кремль, полученная от государства не обладала. Да, в теории ее можно было обменять, но этот процесс был сопряжен с такими сложностями, что немногие смельчаки осмеливались на такой подвиг.

Но шли года и практически все в стране стало иметь свою цену. Не стала исключением и недвижимость. И теперь прежде достаточно условная «квартира в Москве» или «квартира в Санкт-Петербурге» стала иметь вполне определенную цену, выраженную в звонкой монете. При этом цена квартиры в одном и том же населенном пункте, одной и той же площадью по стоимости могла отличаться в разы. В стране была проведена массовая приватизация жилья, которая привела к тому, что обладатели квартир где-нибудь в пределах Садового кольца сначала стали просто не бедными людьми, а за десяток лет вполне могли перейти и в категорию долларовых миллионеров. Более того, такая квартира вполне могла обеспечить безбедное существование не только ее владельцу, но и его потомкам. За сумму, выручаемую от сдачи в аренду московской недвижимости, вполне можно было круглогодично проживать где-нибудь на Кипре или в Таиланде и уж никак не голодать.

Ситуация эта вполне понятна и прозрачна для всех – и для государства, которое выдает эти квартиры и для военнослужащих, которые их получают. И, конечно же, никто не горел желанием получать себе в собственность недвижимость на «краю географии», когда те же самые 50-80 квадратных метров недвижимости вполне могут увеличивать в несколько раз будущую пенсию.

Впрочем, в 1990-е и начале 2000-х квартиры военнослужащим, увольняемым в запас выдавались ни шатко ни валко, так что получить эти квадратные метры было скорее приятным исключением из правил. Но ситуация стала меняться с середины 2000—х годов, квартиры пошли сплошным потоком и появилась уже какая-никакая, а возможность выбора.

Собственно для офицера, оканчивающего службу где-нибудь в Заполярье, Забайкалье или на Камчатке не было никакой реальной возможности получить квартиры в городах федерального значения, поэтому они вполне довольствовались крупными городами-миллионниками, вроде Новосибирска, Самары или Ростова-на-Дону. С такими категориями проблем особых не возникало.

Но вот ни для кого не секрет, что за тот же период конца 1990-х – начала 2000-х в Российской армии просто неимоверно возросло количество офицеров, проходивших службу в обоих столицах. О постоянной ротации офицеров к тому времени было уже благополучно забыто, поэтому за эти 20-30 лет в России выросло и отслужило поколение офицеров ни разу в жизни не менявших место службы. Суммы на обеспечение военных жильем расходовались достаточно большие – только за 2012 год на эти цели было потрачено более 300 миллиардов рублей. Однако камень преткновения заключался в том, что не всем военнослужащим нравилось жилье, покупаемое или строящееся Министерством обороны. В условиях, когда каждые 100 метров от метро и каждый недочет в проектировании в конечном итоге может вылиться в солидную сумму при перспективной продаже недвижимости – к выбору квартиры подходят не просто строго, а чрезвычайно жестко. Так что мероприятия по обеспечению квартиры могли затягиваться на солидный срок. К тому же, натуральное распределение квартир – это изрядная кормушка для лиц, ведающих таким распределением. На военных форумах уже в открытую заявляли, что за несколько миллионов рублей сверху можно получить квартиру хоть с видом на Кремль. Также вопрос – сколько получают сверхприбылей строители квартир по заказу военного ведомства и сколько за это «откатывают» те же самые строители военным чиновникам. Построить дом на болоте из плохих материалов и продать Министерству обороны его по цене элитного жилья? А почему бы и нет…

Стоит отметить, что для военнослужащих, поступающих на военную службу в настоящее время, введена система военной ипотеки, которая в корне отличается от системы натурального распределения жилью. Военнослужащему выдается определенная сумма денег, которую он может потратить только на покупку квартиры. Выбор недвижимости он делает самостоятельно, сознательно и все проблемы этажа, вида с балкона, близости школы решаются им самостоятельно, исходя из имеющихся в его распоряжении финансов. После этого государство просто списывает с него часть долга за каждый год, проведенный на военной службе. В итоге к пенсии офицер запаса имеет в своем распоряжении полностью оплаченную государством квартиру, выбранную в том месте, где ему заблагорассудится.

И вот, по словам замминистра Швецовой военным ведомством разработан законопроект, который предусматривает переход с 1 января 2014 года на осуществление единовременной денежной выплаты вместо натуральной выдачи квартир. Уже в этом году выдача денежной выплаты может быть предусмотрена в тех субъектах России, где Минобороны не ведет строительство собственного жилья. Но, размер выплаты будет единым по всей России. То есть, получив условные три миллиона рублей военнослужащий будет вправе выбирать: купить ли ему однокомнатную хрущевку в пределах Москвы или полногабаритный коттедж в пригороде Курска. Каждый год эта выплата будет индексироваться по аналогии с материнским капиталом, кроме того она также будет увеличиваться при увеличении срока выслуги. То есть майор с 25-летней выслугой получит выплату больше, чем майор с минимальной «двадцаткой». Последние выплаты по такому принципу будут проведены в 2024 году. После этого срока все военнослужащие, проходящие службу в Российских вооруженных силах будут покупать недвижимость только по военной ипотеке.

Однако открытым остается самый больной вопрос: какова же будет сумма этой единовременной выплаты. Сейчас, средняя цена квадратного метра, определенная Постановлением Правительства РФ составляет 32 тысячи рублей. Таким образом, согласно существующим нормативам семья из трех человек при увольнении отца семейства с минимальной 20-летней выслугой должна получить минимум 1,728 миллиона рублей. Конечно, этого никак не хватит на квартиру в Москве, однако двухкомнатную квартиру в городе-миллионнике за эту цену купить уже вполне можно. Но, кроме того, руководством Минобороны обещан и некий «повышающий коэффициент», и, возможно он исправит ситуацию.

Ну и напоследок, хотелось отметить, что Минобороны – это единственное из силовых ведомств, которое продекларировало полный отказ от натуральной выдачи квартир как и для действующих военнослужащих (военная ипотека), так и для увольняемых в запас. Остальные ведомства, где предусматривается прохождение военной или правоохранительной службы по-прежнему сохраняют процедуру выдачи жилплощади в натуральной форме.

Ещё новости

Показать все