Вернуться к списку

Актуально: расширение Москвы приведет к "холодной войне"

  • 06.07.2012
  • 868

Дата: 29 июня 2012 | www.irn.ru

Чиновники вместо миллионеров

О грядущем переезде федеральных органов власти за МКАД год назад объявил Дмитрий Медведев, запустив тем самым «проект века» по расширению границ Москвы. Исторический центр столицы должны покинуть 40 тыс. чиновников. По задумке Минфина, деньги на строительство новых зданий для госучреждений в Новой Москве будут получены от продажи старых. Как подсчитали аналитики Penny Lane Realty, федеральные чиновники могут освободить 22 строения, рыночная стоимость которых около 2 млрд/ долл. «Реализация активов мне видится наиболее разумным решением», - говорит генеральный директор компании Георгий Дзагуров. При этом рассчитывать на средства от продажи федеральных зданий можно лишь в отдаленной перспективе, полагает руководитель аналитического центра «Инком» Дмитрий Таганов. По его словам, сложность продажи этих зданий заключается, с одной стороны, в их высокой стоимости, а с другой - в том, что их старая советская планировка задумывалась специально под размещение государственных ведомств.

Однако с приходом в Кремль Владимира Путина федералы все упорнее начали говорить о нецелесообразности переезда на новые территории. Остаться в Москве всерьез намерены депутаты Госдумы и сенаторы Совета Федерации - законодатели предлагают построить объединенный парламентский центр не за МКАД, а на Кутузовском проспекте, где сегодня цветет яблоневый сад.

Поиски площадки за пределами МКАД для размещения федерального центра заставили активизироваться подмосковных лендлордов. Кстати, некоторые из них уже не впервые пытались пристроить свои земли в надежные руки государства. В качестве наиболее вероятных назывались земли сенатора Вадима Мошковича в районе поселка Коммунарка на Калужском шоссе, а также участок в районе города Домодедово, принадлежащий владельцу Coalco Василию Анисимову. Также в качестве места дислокации администрации президента назывался район Звенигорода рядом с поселением Успенское между Новорижским и Успенским шоссе. Земли здесь принадлежат ВТБ и компании «Акрон» Вячеслава Кантора.

Кроме того, год назад чиновники неоднократно заявляли, что в Рублево-Архангельском планируется разместить Международный финансовый центр. Прежние владельцы - Сулейман Керимов и Микаил Шишханов - планировали построить здесь «город миллионеров». Однако кризис 2008 года заставил девелоперов изменить концепцию, понизив уровень проекта до бизнес-класса. Новый же хозяин участка под застройку - Сбербанк - нашел для площадки более достойное применение: МФЦ.

Между тем официальный конкурс на поиск участков под размещение органов власти был объявлен лишь в начале июня.

Кальмары для новых москвичей

Пожертвовав столице районы с такими громкими названиями, как Новогромово, Ватутинки, Филимонки, Хмырово и Безобразово, область лишится около 3% своей территории. Площадь Москвы при этом увеличится в 2,4 раза, или на 148 тыс. га (до 255 тыс. га). Статус москвича со всеми вытекающими привилегиями обретут 250 тыс. человек. Например, детям из переходящих под крыло Москвы детсадов и школ придется оценить все прелести нового меню, которое мамы из столицы окрестили «самолетным питанием». В рационе новых москвичей появятся обогащенные молочные продукты, витаминизированные напитки, мармелад из морских водорослей, котлеты из филе кальмара и другие экзотические блюда — все то, что вызвало неоднозначную реакцию родительской общественности в Москве.

В столичном тендерном комитете, правда, РБК daily сообщили, что подход к организации питания в образовательных учреждениях сейчас пересматривается и, возможно, лакомиться кальмарами малышам осталось уже недолго. «Есть предложение выставлять на торги не конкретное меню, а требования СанПиНа, предъявляемые к детскому питанию. А уже поставщики будут сами формировать меню в рамках установленной цены», - поясняет глава комитета Геннадий Дегтев.

Свыше 30% жителей присоединяемых территорий составляют льготники, на которых с 1 июля будут распространяться все формы системы соцзащиты, действующие в Москве. Это значит, что пенсии вырастут со среднеобластных 9 тыс. руб. до минимального городского стандарта - 12 тыс. руб. Среди новых выплат - 1 тыс. руб. на продукты для инвалидов и участников ВОВ, 13 тыс. руб. - детям погибших военнослужащих, 6 тыс. руб. - инвалидам 1-й и 2-й групп, прошедших Афганистан. Одновременно столичные власти решили сохранить все льготы, действовавшие в Новой Москве до присоединения к Старой Москве и не предусмотренные городским законодательством, - по некоторым направлениям областная система поддержки льготников оказалась даже лучше московской. Возможные проблемы со «старыми» москвичами, которых наверняка не устроит такое неравенство, их не смутили.

Всего, по словам главы департамента соцзащиты Владимира Петросяна, на доплаты жителям Новой Москвы из бюджета выделяется 4 млрд руб. Большую часть льгот граждане получат автоматически, и только для оформления социальной карты москвича необходимо обратиться в центры социального обслуживания или в администрации сельских поселений по месту жительства. Областные соцкарты будут заблокированы в ночь на 1 июля, однако документы нового образца пока оформила только половина льготников.

Новая Москва тоже не резиновая

По данным Росреестра, в частной собственности на территории Новой Москвы сейчас находятся 350 тыс.объектов недвижимости. Владельцами дачных хозяйств являются порядка 450 тыс. человек. Пока у властей нет планов по изъятию этой собственности. Все 1,3 тыс. дачных и садовых некоммерческих товариществ, а также коттеджные поселки будут сохранены и приведены в цивилизованный вид, заявлял неоднократно глава Москомархитектуры Александр Кузьмин. Чиновники обещают обеспечить дачников и обитателей новых московских деревень качественной «инженерией и социальным устройством». Этим займется недавно созданный департамент по развитию новых территорий Москвы.

Присоединяемые к столице земли, считает г-н Кузьмин, станут благоустроенной пригородной территорией, на которой разрешат мало- и среднеэтажное строительство. Потенциал новой земли позволяет построить 60 млн кв. м жилья и 45 млн кв. м коммерческой недвижимости. «Это десять городов - все «миллионники» России, - говорит Сергей Собянин. - Но мы не будем этого делать». Плотность застройки на новой территории должна быть в 50 раз меньше, чем в Старой Москве, считает мэр. Поэтому власти намерены пересмотреть уже утвержденные подмосковными властями правила землепользования и застройки, которые превышают нормы комфортного проживания. Только в Ленинском районе предполагается строительство жилья на 800 тыс. человек. «Нам такая плотность не нужна», - соглашается с мэром глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин. На минувшей неделе он недвусмысленно заявил, что девелоперы, которые хотят работать в Москве, должны договариваться с новыми властями о темпах и объемах разрешенного ранее строительства. Запустить ревизию новомосковских строек чиновники рассчитывают с 1 июля. Девелоперы успели получить разрешение на строительство 1143 капитальных объектов, в том числе 714 объектов в Ленинском районе, 48 - в Наро-Фоминском, 31 - в Подольском, а также 152 и 198 объектов на территории Троицка и Щербинки соответственно, сообщили в Мосгосстройнадзоре. Общая площадь одобренного строительства в пределах 15-20 км от МКАД превышает 7 млн кв. м.

Присоединение части подмосковных земель к столице приведет к росту цен на земельные участки и на уже начатые проекты малоэтажного строительства в этом районе, уверен президент корпорации «Инком» Сергей Козловский. Капитализация лендлордов уже выросла на 20-30%, утверждает Марат Хуснуллин. По мнению директора департамента загородной недвижимости Penny Lane Realty Дмитрия Цветкова, 20-25-процентный рост стоимости жилья коснется востребованных проектов многоэтажной замкадной застройки в таких местах, как Коммунарка, совхоз «Московский», Троицк, Щербинка.

Дорожные прожекты

Чтобы оттянуть от Старой Москвы трудовые миграционные потоки, столичные власти намерены изменить транспортные коридоры на новой территории и создать пять-шесть «самодостаточных» центров развития с жильем, коммуникациями и рабочими местами. Большая Москва должна консолидировать на своей территории деловой, образовательный, административный и научно-технический кластеры, став одним из главных источников роста, в том числе финансового. «Это курица, которая будет нести золотые яйца», - заявил Сергей Собянин.

Осваивать новые территории должны около 2 млн москвичей, которые получат за МКАД жилье и миллион рабочих мест, предположили в прошлом году чиновники. Сегодня же разработчики концепции развития московской агломерации готовят по заказу Москомархитектуры предложение для расселения в Новой Москве 5 млн горожан.

Программу-минимум, без выполнения которой освоение новых территорий быстро зайдет в тупик и уж точно не позволит московской агломерации превратиться в современный глобальный центр, эксперты уже составили. В сфере транспорта это строительство двух новых магистралей и сетки дорог протяженностью 4,5 тыс. км, двух веток метро и поперечных рельсовых систем за счет связок между Киевским и Белорусским направлениями железной дороги. Экономичный вариант транспортного каркаса Новой Москвы директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин оценивает в 19 млрд долл., комфортный - в 32 млрд долл.

Чиновники тем временем вынашивают куда более амбициозные и дорогостоящие планы. Они хотят создать «Аэрополис», объединив московские аэропорты в единую транспортную сеть и создав вокруг них новые зоны бизнес-активности. Первая очередь проекта стоимостью 6 млрд руб. предусматривает строительство высокоскоростной железнодорожной эстакады между Внуково и Домодедово с выходом на Малое кольцо Московской железной дороги (МКМЖД) и организацию между ними Международного выставочного комплекса в качестве стартапа для бизнес-зоны.

А чтобы решить проблему пробок в городе, чиновники рассматривают предложение американской компании Sam Schwartz Engeneering построить над железными дорогами платные эстакады с парковками и магазинами. Скоростные трассы должны начинаться в 30 км от Москвы в районе Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) и заканчиваться в столице у МКМЖД. Участвовать в этом проекте стоимостью 40 млрд евро планируют «ВТБ Капитал», Deutsche Bank, Bouygues, Mitsubishi, Siemens и Metro Group.

Умы экспертов заняты куда более земными проблемами. Для инженерного обеспечения присоединяемых земель, по словам специалиста НИиПИ Генплана Галины Мароховской, необходимо увеличить мощности Западной и Рублевской станций водоподготовки, создать централизованную систему канализации в зонах урбанизации и локальные системы очистки в природном комплексе, построить два десятка центров питания и сеть ЛЭП для перекачки энергии из Калининской и Смоленской энергосистем, а главное - разобраться с магистральными газопроводами, которые по законодательству РФ не могут находиться в границах поселений. «Если убирать газопроводы, потребуются большие землеоотводы и реконструкция всей системы газоснабжения на сопредельных территориях. Если сохранять - нужно вносить поправки в законы и планировать застройку с учетом обширных санитарных зон», - предупреждает г-жа Мароховская.

Как свести дебет с кредитом

Очевидно, что затраты на транспортное и инженерное обеспечение новых территорий придется брать на себя городскому бюджету, однако его потенциал снижается. Из-за перехода крупных налогоплательщиков на уплату налога на прибыль по консолидированной группе Москва уже в этом году потеряет 45 млрд руб., говорит глава департамента экономической политики и развития города Максим Решетников. А общие потери из-за изменения налогового законодательства оцениваются почти в 100 млрд руб. Также столица лишится значительных поступлений, если примут решение об уплате подоходного налога по месту жительства, а не работы, как сейчас. По оценкам г-на Решетникова, это минус 100-150 млрд руб.

Сколько всего бюджетных средств съест Новая Москва, пока непонятно. На всякий случай в городской бюджет заложен специальный резервный фонд в объеме 3 млрд руб. Решетников отмечает, что перед экономическим блоком поставлена задача сбалансировать доходы, получаемые от новых территорий, и текущие расходы на их содержание. Поскольку доходы составляют порядка 20 млрд/руб., то и затраты на соцзащиту, благоустройство, капремонт и т.д. не должны превышать эту сумму.

Бюджетные инвестиции в развитие Новой Москвы - это отдельная тема: приоритетные направления и объем выделяемых на них средств должны определиться при формировании бюджета 2013 года.

«Холодная война»

Если бы Сергей Шойгу стал губернатором Подмосковья на полгода раньше, перспективы реализации проекта Новой Москвы в том виде, в котором он принят сейчас, были бы весьма призрачны. Шойгу уже дал понять, что не намерен оставаться бессловесным участником процесса, и хотя возможности полностью изменить ситуацию у него невелики, несговорчивость соседа-губернатора может серьезно осложнить выполнение намеченных Сергеем Собяниным планов. Примечательно, что в разгар Петербургского экономического форума Мособлдума проголосовала против внесения в устав региона новых границ, отметив тем самым годовщину проекта. И хотя технический демарш депутатов ни на что повлиять уже не мог, настроение и в мэрии, и в Белом доме у многих оказалось испорчено.

«При новых руководителях Московской области барьер между двумя регионами начал создаваться вновь», - отмечает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. В условиях «холодной войны» сторонам будет трудно договориться о разработке единого генплана московской агломерации, а также поделить федеральные субсидии на дороги и инженерию.

Шойгу рассчитывает выбить из федерального бюджета компенсации в объеме порядка 100 млрд руб. за утраченные территории, а также включить Москву и Московскую область в список пилотных регионов, где НДФЛ будет уплачиваться по месту жительства, а не работы. Ранее о такой возможности говорил президент РФ Владимир Путин. Кстати, позиция Путина, упорно обходящего молчанием тему расширения Москвы, также играет на руку подмосковному губернатору. Совершенно очевидно, что без поддержки главы государства для реализации проекта такого масштаба у Сергея Собянина не хватит ни административных, ни финансовых ресурсов.

Ещё новости

Показать все