Дата: 16 октября 2012 | www.topwar.ru
Сколько копий было сломано по поводу увеличения расходов на отечественную оборонку! В свое время все несогласные с концепцией необходимости скорейшей модернизации российской армии и сферы ОПК были прилюдно подвергнуты обструкции. Пострадал даже казавшийся непотопляемым министр финансов Алексей Кудрин, которого в пожарном порядке сменил Антон Силуанов. Помнится, Кудрин попытался покритиковать планы высшего руководства страны по поводу выделения колоссальных денег на модернизацию Вооруженных сил и оборонной промышленности, мотивируя это тем, что мировой финансовый кризис еще может заявить о себе в самый неподходящий момент.
В итоге такие замечания показались властям, скажем так, не вполне корректными, а потому Алексей Кудрин очутился за правительственным бортом не только Кабинета министров Владимира Путина, но и впоследствии Кабинета министров Дмитрия Медведева, который так горячо отреагировал на критику со стороны тогдашнего министра финансов.
В итоге вполне назревшая реформа пошла, но пошла не совсем как по маслу. Определенный скрип при реализации амбициозных планов проявляется и сегодня, и, по мнению многих экономистов, будет проявляться завтра. При этом достаточно большое количество тех самых экспертов в области экономики склоняются к мысли, что слова Кудрина имели под собой определенную логическую базу, на которую нужно было обратить внимание.
Одним из проявлений скрипения механизма армейской модернизации и реформы можно назвать состояние с уровнем финансирования такого пункта как увеличения числа контрактников в российской армии. Дело в том, что согласно президентскому Указу от 7 мая нынешнего года, до 2015 года число военнослужащих, проходящих службу по контракту в российской армии, должно быть существенным образом увеличено. Под фразой «существенным образом» понимаются вполне однозначные цифры – по 50 тысяч «человеко-штыков» за год, начиная с 2013 года.
Увеличение числа контрактников позволило бы решить извечную проблему, связанную со сбалансированностью контрактно-призывной формы службы в российской армии, а также придало бы армии, по крайней мере, внешний окрас профессионально подготовленной боевой силы.
Но чаяния власти, к сожалению, не всегда могут стыковаться с имеющимися реалиями. Дело в том, что 150 тысяч контрактников за 3 года – затея, которая вполне могла бы быть реализованной, если бы не одно «но». Заключается это «но» в пресловутом финансировании.
В бюджете на нужды, связанные с увеличением общего числа военнослужащих-контрактников на 50 тысяч человек в будущем 2013 году, заложена общая цифра около 16,4 миллиарда рублей – при усредненном расчете: по 328 тысяч рублей на человека (в год). Если провести пересчет на месяцы, то получается примерно по 27333 рубля на контрактника.
В эту сумму должно войти непосредственное денежное довольствие, монетизированные выплаты на аренду жилья, если контрактник не собирается жить в казарме и прочие выплаты. Мало того, из этой суммы нужно делать вычеты, связанные с налогами, финансированием социальных обязательств, и прочее, прочее, прочее. Как не трудно, заметить, реальный денежный доход контрактника, на которого государство собирается выделять 27333 рубля в месяц в лучшем случае будет равен 50-60% от этой суммы. По понятным причинам, далеко не каждый загорится желанием подписать контракт и стать военнослужащим на таких финансовых условиях.
В этой связи получается, что Министерству обороны придется либо снижать планку набора военнослужащих-контрактников хотя бы до 30-35 тысяч человек, либо увеличивать финансирование проекта. Но так как бюджет на будущий год в плане модернизации армии и её поэтапного перехода на сбалансированную контрактно-призывную основу уже сформирован, да и Указ президента наличествует, то любое снижение запланированной численности контрактников со стороны главного военного ведомства страны будет выглядеть как волне очевидный саботаж.
А уж сегодня никому не по душе снова «получить на орехи» от Владимира Путина за неисполнение его личных поручений. И горемычный Анатолий Сердюков явно не захочет стать четвёртым министром, получившим административное взыскание.
В такой ситуации Министерству обороны остается два варианта:
- либо каким-то образом убедить потенциальных контрактников послужить годок-другой на скромном финансировании, а потом, мол, будет лучше;
- либо заполнить контрактную брешь с помощью солдат-срочников.
Естественно, можно особенно не гадать, какой же шаг будет предпринят Анатолием Сердюковым, которому отрядили весьма скромную сумму для привлечения воинов-контрактников. Анатолий Эдуардович, хочет он того или нет, будет просто вынужден пойти по второму пути, который проверен годами. В таком случае тоже можно говорить о саботаже президентского Указа, но только все прекрасно понимают, что саботажа не было бы, если бы финансирование закладывалось не в размере 16,4 миллиарда рублей, а в несколько больших объемах.
Нельзя упускать из виду и еще один странный факт: никаких дополнительных расходов, связанных с финансированием новых военнослужащих-контрактников в 2014 и 2015 годах, и вовсе не предусмотрено. Можно только догадываться, по каким сусекам собирается скрести Анатолий Сердюков и всё Минобороны, чтобы укомплектоваться на 150 тысяч большим числом новых контрактников за 3 года.
Возможно, есть в военном бюджете некая параллельная статья расходов, которая пока не озвучивается, и в которой всё-таки обозначены финансовые пункты того, как же России обеспечить переход на контракт-призыв в нужном соотношении. Но о такой расходной статье пока ничего неизвестно, а потому судьба потенциальных 150 тысяч контрактников находится в подвешенном состоянии.
Неужели мы становимся свидетелями первого этапа пробуксовки реформы? Ведь пока сложно объяснить, почему из почти 7,5 триллионов рублей, выделяемых на нужды модернизации армии и ОПК в 2013-2015 годах, достаточных денег на осуществление программы по увеличению числа военнослужащих-контрактников не нашлось. Хочется надеяться, что нужные средства все-таки будут изысканы, чтобы модернизационные планы в будущем не остались на уровне лозунгов.