Дата: 4 ноября 2012 | rg.ru
По мнению министра обороны Анатолия Сердюкова, России нужен план послереформенного развития армии. И прежде чем заниматься конкретными проектами, важно обозначить путь, по которому в ближайшие десятилетия пойдет модернизация войск, система их управления, оснащения техникой и вооружением.
Такие выкладки военные хотят собрать в Белой книге. Однако быстрого ее появления ждать не стоит. Хотя проработкой различных вариантов документа в Минобороны уже озаботились, его окончательная редакция увидит свет не раньше 2014-2015 года.
О перспективном оружии и новых оборонных технологиях военные и конструкторы, по понятным причинам, говорят редко и скупо. Детали таких разработок - тайна за семью печатями. Известно лишь, что ученые продолжают трудиться над созданием гиперзвуковых самолетов, боевых лазеров и кораблей-невидимок. Но есть проекты, нацеленные на относительно близкую реализацию. Например, в Минобороны решили вернуться к дистанционному управлению боевой техникой. Когда-то этот принцип неплохо использовали наши стратегические ракетчики. Их комплекс "Пионер" имел выносной пульт, и управление развертыванием пусковой установки можно было осуществлять на расстоянии. Ничего подобного в мире не существовало. Поэтому когда шла работа над договором о ракетах средней и меньшей дальности, американцы в первую очередь настаивали на уничтожении именно "Пионеров".
О возвращении к дистанционному управлению арсеналами РВСН пока разговор не заходит. Но использование этой технологии в Сухопутных войсках весьма перспективно. Представьте себе машину, которая несется по полю боя, стреляет и пускает ракеты не по команде находящегося внутри ее экипажа, а по сигналам хорошо укрытого оператора. Ее сложнее подбить, тяжело вывести из строя, а уничтожить человека, выдающего команды, - практически невозможно. "Выносные пульты мы хотим опробовать в первую очередь на легкой технике", - уточнил Сердюков. Судя по всему, они могут появиться на бронетранспортерах и бронированных машинах типа "Тигр" и "Рысь".
Не секрет, что последний сейчас делают в Воронеже на базе итальянского броневика фирмы "Ивеко". Интерес наших военных к зарубежному арсеналу вызывает немало споров. Но отказываться от экспортных поставок и совместного производства оружия и техники на наших предприятиях в Минобороны не хотят.
- Закупая за рубежом отдельные образцы бронетехники для их испытаний в российских условиях, мы хотим изучить и понять, какие технологии, которыми мы не обладаем, нам необходимы, - объяснил общий подход к данному вопросу Анатолий Сердюков.
Отсюда - контракты на постройку французского вертолетоносца типа "Мистраль". Первые два корабля российский ВМФ получит в 2014 и 2015 годах. Средства для производства уже на нашей территории еще двух вертолетоносцев заложены в госпрограмму вооружений до 2020 года.
Отсюда же - совместное российско-итальянское производство броневиков "Рысь" и переговоры по приобретению пробной партии французской экипировки "солдата будущего" FELIN. Интерес к ней, в общем-то, понятен. По оценкам экспертов, там воплощены самые передовые технологии, отвечающие жестким условиям современного боя. Эту экипировку отличают модульность конструкции и открытая архитектура, позволяющая оперативно менять снаряжение в зависимости от боевой ситуации. Вес системы - 26 килограммов. Конечно, многовато, зато с ее помощью солдат в реальном режиме времени получает необходимую видеоголосовую информацию от командира и своих товарищей по оружию.
Он включен в глобальную спутниковую навигацию и может видеть свое местоположение на поле боя в любой незнакомой местности. При необходимости на экране индивидуального дисплея будут видны все бойцы группы, а также вероятное расположение противника. Цветной жидкокристаллический дисплей - часть персонального компьютера, также входящего в амуницию. При этом экран может находиться в любом удобном для бойца месте, хоть на рукаве, хоть на оружии, хоть на земле.
В комплект экипировки также входят цифровая радиостанция с закрытой линией, светоусиливающий микробинокль, лазерный дальномер, специальная оптическая система, позволяющая вести наблюдение и прицельный огонь "из-за угла". Сама форма пошита из водозащитной и огнестойкой ткани, к тому же отпугивающей кровососущих насекомых и делающей человека невидимым в инфракрасном спектре. Боец, облаченный в такую одежду, защищен от осколков.
При всех несомненных плюсах FELINа, массовых ее закупок для Российской армии не планируется. "Нам нужно этот вопрос изучить, понять, осмыслить и определиться", - объясняет Сердюков. В Минобороны сейчас решают, то ли наладить совместное производство такой экипировки, то ли "подогнать" под мировые стандарты отечественный "Ратник". Эту боевую систему сейчас апробируют на полигоне в подмосковном Алабино. На испытания выставлены около 40 элементов экипировки стрелка, разведчика, механика-водителя , в том числе стрелковое оружие и бронежилеты. В "Ратнике" жизненно важные органы прикрыты специальной броней, которая в зависимости от функциональных задач может быть стальной, титановой или металлокерамической. Вместо привычной и универсальной каски - шлемы самых различных конфигураций, сделанные из композитов, титана и стали. Вообще уровень защиты в этой амуниции такой, что солдату не опасен даже выстрел бронебойной пулей. При этом мощная амуниция весом в 25 килограммов сбрасывается одним движением руки.
У "Ратника" есть коммуникатор, определяющий координаты солдата с помощью двух систем - ГЛОНАСС и GPS. Местоположение бойца на поле боя автоматически передается на командный пункт. Вооружить его предлагают новейшей версией автомата Калашникова с подствольным гранатометом, прицелом ночного видения, тепловизионной системой прицеливания и видеомодулем, позволяющим вести стрельбу не выходя из укрытия.
Передача видеоинформации, в отличие от FELINа, на нашем "Ратнике" осуществляется в беспроводном режиме.